


Том 8, № 1 (2021)
- Год: 2021
- Выпуск опубликован: 22.03.2021
- Статей: 7
- URL: https://archivog.com/2313-8726/issue/view/3531
- DOI: https://doi.org/10.17816/aog.81
Научные обзоры
Контрацептивный анамнез и риски онкопатологии женских репродуктивных органов: реалии сегодняшнего дня (обзор литературы)
Аннотация
В современных условиях всё больше женщин прибегают к помощи препаратов гормональной контрацепции, и их число постоянно увеличивается, однако системных исследований о возможной роли гормональных контрацептивов как самостоятельных триггеров или кофакторов развития онкологических заболеваний органов системы репродукции в настоящее время очень мало, что не позволяет сделать объективные выводы. В данной работе проведён анализ мировых данных о рисках и частоте выявляемой онкопатологии репродуктивных органов с учётом контрацептивного
анамнеза женщин.



Привычное невынашивание беременности в современном мире (обзор литературы)
Аннотация
Привычное невынашивание беременности (ПНБ) характеризуется потерей двух или более беременностей у женщин репродуктивного возраста. Данная проблема встречается у 1‒2% супружеских пар и не имеет тенденции к снижению. К настоящему моменту описано несколько этиологических механизмов ПНБ. Целью данного обзора является оценка влияния различных факторов риска на исход ПНБ.



Кесарево сечение – мировые тенденции (обзор литературы)
Аннотация
Кесарево сечение (КС) ‒ самое распространённое хирургическое вмешательство в мире. С момента его внедрения в акушерскую практику частота КС постоянно растёт как в развитых, так и в развивающихся странах. Значительная доля этого прироста обусловлена «ненужными» операциями, связанными с отсутствием научно обоснованных показаний, профессиональным «удобством», запросом матери и чрезмерной медикализацией родов. В обзоре рассматриваются современные данные об абдоминальном родоразрешении в мире.



Терапевтические эффекты лигнанов у женщин в перименопаузальном и постменопаузальном периодах (обзор литературы)
Аннотация
В настоящее время отмечается тенденция к росту популяции женского населения, перешагнувшего порог менопаузы, в связи с чем все бо́льшую актуальность приобретает вопрос улучшения качества жизни женщин и разработка безопасных методов профилактики и лечения климактерического синдрома (КС), являющегося интегральной медико-социальной и экономической проблемой. Ввиду наличия ряда противопоказаний к применению препаратов менопаузальной гормональной терапии (МГТ) и определённых рисков развития осложнений при их использовании, необходима разработка альтернативных методов профилактики и лечения перименопаузальной симптоматики.
В данном обзоре литературы отечественных и зарубежных авторов рассмотрены сведения о роли растительного лигнана 7-гидроксиматаирезинола (7-ГМР) в поддержании физического и психоэмоционального здоровья женщин в период пери- и постменопаузы. В результате анализа терапевтических эффектов молекулы 7-ГМР выявлена способность данного вещества купировать основные симптомы КС (нейровегетативные проявления и эмоциональные расстройства), улучшать общее состояние и метаболический профиль женщин перименопаузального возраста. Отмечена высокая безопасность и низкая частота возникновения побочных эффектов, а также положительное влияние на динамику массы тела. Наличие стойкой противовоспалительной и антиоксидантной активности молекулы позволяет рекомендовать данный лигнан женщинам климактерического периода в качестве эффективного препарата для профилактики формирования иммунной недостаточности, которая, в свою очередь, может способстовать развитию онкологических и аутоиммунных заболеваний. Доказанная противоопухолевая активность подтверждает перспективность использования препарата 7-ГМР в онкопревенции у женщин пери- и постменопаузального возраста.



Оригинальные исследования
Оценка репродуктивного потенциала у пациенток после миомэктомии
Аннотация
Цель работы — оценка восстановления анатомической и функциональной целостности матки, а также определение изменений гормонального профиля у женщин после миомэктомии, проведённой различными операционными доступами.
Материал и методы. В исследовании участвовали 58 пациенток с миомой матки; всем им выполнена миомэктомия (31 пациентке лапароскопическим доступом, 27 — лапаротомным). Выбор доступа не зависел от размеров опухолевых узлов, их количества, локализации и сопутствующей соматической патологии. Возраст прооперированных пациенток составил 36,2 ± 5,9 года. Контроль за состоянием больных осуществляли в раннем послеоперационном периоде (на 5–8-е сутки после проведённого хирургического лечения), а также через 1 и 6 мес после операции. Исследования структуры послеоперационных рубцов произведены в 3D-режиме, гормональный профиль изучали до операции и через полгода после её проведения.
Результаты. Проведённое исследование не выявило достоверных различий в репарации миометрия оперированных маток, а также изменений гормонального профиля, вне зависимости от выбранного операционного доступа. Сроки реабилитации пациенток, восстановления морфологической структуры матки и функциональной активности яичников также не имели значимых различий в обеих исследуемых группах.
Заключение. Сроки и качество восстановления мышечной ткани матки, а также изменения уровней гормонов в периферической крови не зависят от доступа хирургического вмешательства при адекватной квалификации хирурга и правильной оценке клинической ситуации.



Раннее прогнозирование развития плацентарной недостаточности у женщин, страдающих ожирением
Аннотация
Ожирение ‒ одна из важнейших проблем современного здравоохранения. Высокая распространённость данной патологии затрагивает женщин репродуктивного возраста, что приводит к росту частоты ожирения у беременных.
Цель работы ‒ проанализировать влияние адипокинов на развитие плацентарной недостаточности у женщин, страдающих ожирением.
Материал и методы исследования. Обследовано 225 женщин, которых разделили по такому параметру, как ожирение, на 4 группы: 3 основные и 1 контрольную. Контрольную группу составили 55 беременных, имеющих исходно нормальное значение показателя ИМТ (18,5‒24,9 кг/м2). В 1-ю группу вошли 109 беременных женщин с ожирением I степени (ИМТ 31,9 ± 1,4 кг/м2), во 2-ю группу – 34 беременные женщины с ожирением II степени (ИМТ 36,6 ± 1,1 кг/м2),в 3-ю группу ‒ 31 беременная женщина с ожирением III степени (ИМТ 42,2 ± 1,9 кг/м2).
Изучали данные анамнеза беременных (соматического и акушерско-гинекологического), показатели уровней адипонектина и оментина, особенности течения беременности и родов (данные кардиотокографии (КТГ), ультразвуковые маркеры нарушения формирования и функционирования фетоплацентарного комплекса), показатели родовой деятельности, параметры новорождённых (массо-ростовые, состояние по шкале Апгар, пондеральный индекс, плодово-плацентарный коэффициент) и течение послеродового периода.
При проведении статистического анализа в случае сравнения двух зависимых (парных) выборок параметров использовали парный t-критерий Стьюдента.
Результаты считались достоверно значимыми при значении р менее 0,05. При данном показателе значение вероятности различия между сравниваемыми категориями было более 95%.
Результаты. Подтверждена возможность прогнозирования развития плацентарной недостаточности в зависимости от концентраций оментина и адипонектина. Наиболее вероятно развитие плацентарной недостаточности при значениях концентрации оментина в пределах 177,6‒191,2 мкг/мл и адипонектина в пределах 16,0‒22,5 мкг/мл.
Заключение. Определение уровня адипокинов на сроке гестации 8‒9 недель может быть практически значимым в прогнозировании развития плацентарной недостаточности у женщин с ожирением.



Роль холекальциферола в патогенезе синдрома поликистозных яичников
Аннотация
Цель исследования — оценить и сравнить клинико-анамнестические и лабораторные данные пациенток с синдромом поликистозных яичников (СПКЯ) и без синдрома, в том числе уровень витамина 25(OH)D3.
Материал и методы. Проведено обследование 81 пациентки, которых на I этапе исследования разделили на две группы в зависимости от наличия или отсутствия признаков СПКЯ. В основную группу включили 51 пациентку с признаками СПКЯ, в контрольную группу — 30 здоровых женщин без признаков СПКЯ, сопоставимых по полу и возрасту с основной группой. Основную и контрольную группы сравнили по клинико-анамнестическим данным, включая вес при рождении, по наличию осложнений беременности и родов у их матерей при вынашивании их, по уровню витамина D. СПКЯ верифицировали на основании диагностических критериев, утверждённых на Европейской конференции по СПКЯ (Rotterdam, 2003), и Международного руководства по обследованию и лечению СПКЯ (2018 г.). Уровень витамина 25(OH)D3 определяли методом масс-спектрометрии (нг/мл).
На II этапе исследования основную группу пациенток с СПКЯ разделили на 2 подгруппы в зависимости от окружности талии (ОТ). В дальнейшем подгруппы сравнивали между собой по тем же параметрам, как на I этапе, а также по уровню инсулина, липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), триглицеридов (ТГ), антимюллерова гормона (АМГ), фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и лютеинизирующего гормона (ЛГ). Для отражения статистических результатов применяли параметрический t-критерий Стьюдента для двух независимых выборок с равной или разной дисперсией, для номинальных данных — критерий Пирсона χ2, когда средние не рассчитываются и проводится тест на наличие зависимости между номинальными переменными.
Результаты. У пациенток с СПКЯ и без него не выявлено статистически значимых различий в уровне витамина 25(OH)D3. Статистически значимые различия в уровне витамина 25(OH)D3 обнаружены в подгруппах женщин с СПКЯ в зависимости от окружности талии (ОТ). В этих подгруппах выявлены также различия в уровне инсулина, ЛПНП и ТГ.
Заключение. Концентрации витамина 25(OH)D3 не имеют статистических различий у пациенток с СПКЯ и без него, но существенно коррелируют с метаболическим профилем пациенток.


